Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области “Областной перинатальный центр”
  • Наши двери открыты для всех
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Миссия Областного перинатального центра

Миссия Областного перинатального центра - доступная, качественная и высокотехнологичная медицинская помощь женщине и ребенку, содействие сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья в семье и как следствие - снижение материнских и перинатальных потерь, детской инвалидности, улучшение качества и продолжительности жизни населения, демографический рост.

Развитие ребенка от 0-3 лет

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уальд)

Побед и прекрасных открытий на этом пути!

Развитие ребенка на первом году жизни

Для всех родителей рождение ребенка – это долгожданный, радостный, но, в то же время, очень тревожный момент. Каким будет малыш? Как он будет развиваться? Будет ли он здоров? Эти вопросы возникают у всех мам и пап независимо от их возраста, образования и благосостояния, поэтому важно иметь общее представление об этапах развития ребенка до года по месяцам.   Вот как проходит развитие ребенка младенческого возраста по месяцам.  

0 – 1 месяц:

малыш пытается поднимать и удерживать голову, лежа на спине; концентрирует взгляд и следит за движущимся объектом (человеком или предметом);  положительно относится к приему пищи;  успокаивается, когда ребенка берут на ручки или кормят;  реагирует на световые, шумовые и тактильные раздражители;  продуцирует голосовые шумы, визги;  прислушивается к голосу взрослого, звучащим игрушкам.

1 – 3 месяца:

ребенок поворачивает и удерживает голову, лежа на спине и сидя на руках у взрослого;  выполняет движения руками и ногами (сгибает, разгибает, вытягивает);  концентрирует взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого;  следит за передвигающимся объектом;  пытается захватывать предметы, находящиеся в поле его зрения;  рассматривает свои руки;  улыбается, гулит (произносит звуки и их сочетания, например, агу, а-а-а, бу-у и др.);  прислушивается к голосу взрослого, музыке, звучащим игрушкам и реагирует на них. 

3-6 месяцев: 

ребенок поднимает голову и верхнюю часть туловища, лежа на животе; переворачивается с живота на спину и наоборот;  подползает к предмету; при поддержке взрослого опирается ступнями на твердую поверхность;  концентрирует взгляд на неподвижных объектах;  следит за передвигающимися людьми и предметами;  поворачивает голову в разные стороны;  захватывает, рассматривает, ощупывает предметы, находящиеся в поле зрения;  улыбается и смеется в ответ на голос родителей, при виде яркой игрушки;  рассматривает свои руки и лицо взрослого;  узнает знакомых взрослых, испытывает радость от взаимодействия с ними, пытается подражать их действиям;  лепечет (произносит сочетания звуков, типа, ба-ба, па-па, да-да и др.);  реагирует на голос взрослого, музыку и звучащие игрушки. 

6 – 9 месяцев:

малыш ползает, прочно стоит на твердой поверхности при наличии опоры, ходит при поддержке за обе руки;  пьет с чашки, ест с ложки;  играет с другими детьми;  активно действует с окружающими предметами, попадающими в поле его зрения;  эмоционально реагирует на знакомых и незнакомых взрослых, проявляет инициативу в общении с ними, эмоционально реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих желаний и потребностей (плачет, смеется, кричит); заинтересовывается своим отражением в зеркале;  активно действует с предметами (бросает, стучит, перекладывает, кусает и др.);  выполняет по просьбе взрослого доступные поручения (например, дай, посмотри и т.д.);  ориентируется в пространстве (поворачивается, смотрит, показывает пальчиком в сторону предметов, людей);  внимательно следит за действиями окружающих взрослых, повторяет за ними отдельные звуки, слоги, передает интонацию;  эмоционально реагирует на музыку и звучащие игрушки. 

9 – 12 месяцев:

ребенок прочно стоит без опоры, ползает, поднимается, приседает, наклоняется, делает несколько шагов без поддержки; держит чашку, ложку, пьет из чашки, старается кушать самостоятельно; выступает инициатором при общении со взрослыми людьми; различает, когда его хвалят, а когда ругают; узнает себя и родных в зеркале, на фотографиях; эмоционально реагирует на свои успехи и неудачи, на удовлетворение и неудовлетворения желаний;  стремится все делать самостоятельно;  совершает различные действия с окружающими предметами (складывает игрушки, нанизывает кольца на стержень, прокатывает мяч и т.д.);  рассматривает картинки; слушает, как читают родители; подражает действиям взрослых; произносит первые слова (например, мама, дай, на, баба, дедя и др.); называет себя по имени; показывает на своих пальчиках сколько ему лет; пытается танцевать, подпевать; с удовольствием слушает музыку.

Наблюдайте за развитием своего ребенка и радуйтесь его достижениям, ведь до года происходят самые большие и стремительные изменения, благодаря которым младенец делает первые шаги и начинает познание мира вокруг!  
Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Развитие ребенка от 1 до 2 лет

Физическое развитие ребенка 1 - 2 лет.

 Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

 

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 - 2 лет.

Ребенок 1 - 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей; эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.); проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.); имеет представление о своем внешнем виде. 

Познавательное развитие ребенка 1 - 2 лет:

 Малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах; собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб; экспериментирует с песком, водой, камнями; пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»; знает три-четыре цвета; ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот - маленький; выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.; начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.); выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.; называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»); рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников; в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то; начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый); различает «много» и «один» предметов; знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления. 

Речевое развитие ребенка 1 - 2 лет.

Ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»),   «дай ка» («дай камень»),  и другое; соотносит слова с предметами, людьми и действиями. Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.

Художественно-творческое развитие ребенка 1 - 2 лет.

Ребенок с удовольствием выполняет танцевальные действия и меняет их в зависимости от темпа, тональности и ритма, звучащей музыки; эмоционально тонированно подпевает; повторяет за взрослым человеком музыкально-ритмические движения танца, например, «ладушки-ладушки», «шарики- фонарики» и другое; его внимание привлекают яркие цвета, одежда, игрушка;  начинает пользоваться в своем творчестве карандашом, мелками, фломастером, исходя из их функционального предназначения (рисует линии в разном направлении, заполняя все пространство листа бумаги); строит простые постройки из строительного материала или конструктора.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.  

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет

Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках; бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину; ловит мяч двумя ручками; подражает действиям взрослого; выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает; может кататься на трехколесном велосипеде; делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет.

Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого; проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности; у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»); имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности; одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.

Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет

Малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы; ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них; различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них; собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку; подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот; складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали); находит предмет по признаку (мягкий, твердый); складывает несложный узор из мозаики; понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами; свободно ориентируется в знакомом помещении; пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.); замечает изменения в погоде и называет их; активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.

Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет

Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.; правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]); называет предметы, действия, качества; использует все части речи (кроме причастия и деепричастия); вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками; рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.; повторяет слова и фразы за взрослым.

Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет  Ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения; быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения; повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки; одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.; понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет; использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин; создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики); проявляет желание творить вместе с взрослым.

Показатели психомоторного развития

 

 

10-20 дней

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции

Удерживает в поле зрения движущийся предмет. Вздрагивает и моргает, успокаивается при сильном звуке. 

Ласково разговаривая с малышом, необходимо пытаться вызвать у него зрительное и слуховое сосредоточение, улыбку. В кроватке ребенка на специальном кронштейне следует подвесить крупную игрушку на расстоянии 70 см от груди, или более мелкую - на расстоянии 50-60 см. Медленным перемещением подвешенной звучащей игрушки, стимулировать зрительное и слуховое сосредоточение ребенка.Чрезвычайно важно в этом возрасте охранять зрительный и слуховой анализаторы от переутомления (не использовать слишком яркие игрушки, избегать громких и резких звуков).

1 месяц

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

В позиции на животе ребенок учится поднимать голову, начиная с нескольких секунд. В положении на спине учится удерживать голову посередине и к концу месяца может фиксировать ее в центральном положении более чем на 10 секунд.

 

Перед каждым кормлением и сном следует выкладывать ребенка на живот. В результате развивается умение поднимать и удерживать голову, укрепляется тонус брюшных мышц (при признаках утомления ребенка следует повернуть на спину).

Приобретите фитбол (большой резиновый мяч) и покатайте на нем ребенка в положении на животе (инструкцию по использованию фитбола получите в кабинете ЛФК).

Рекомендуется брать ребенка на руки сначала в горизонтальном положении, а с 1,5 месяцев - в вертикальном (с целью повышения эмоционального тонуса и развития умения поднимать и удерживать голову в вертикальном положении).

Мелкая моторика

У малыша выражен хватательный рефлекс, любое прикосновение к ладони вызывает смыкание кисти.

Вкладывайте в ладонь соразмерные легкие предметы, разные по структуре ткани и т.п.

Зрительное восприятие

Ребенок учится фиксировать взгляд, присматриваясь к тому, что находится на расстоянии около 25-30 см перед глазами. К концу месяца можно говорить о четкой фиксации взгляда, если ребенок следит за яркой игрушкой (без звука), переводя взгляд из центрального положения в сторону на 450 

Побуждайте ребенка следить глазами за медленно движущейся игрушкой: добейтесь фиксации взора, затем медленно отодвигайте игрушку вправо и влево. Следите за реакцией малыша.

Слуховое восприятие

В возрасте 1 месяц малыш начинает локализовать звуки в пространстве (например, звук колокольчика), он любит слушать человеческие голоса, особенно голос матери. Музыка успокаивает ребенка, и он наслаждается, слушая разнообразные звуки и голоса, включая и звуки окружающей среды.

Следует ласково разговаривать, петь ребенку, сначала выпрямившись, а затем склоняясь над его лицом. Перемещаясь вокруг кровати, стимулировать сначала сосредоточение, а затем слежение и локализацию звука.

Можно позвонить колокольчиком у правого уха ребенка так, чтобы он не видел колокольчика, затем у левого. Проследите за реакцией малыша.

Для развития слухового анализатора рекомендуется также музыкотерапия

Социально-эмоциональное поведение

Кормление грудью наилучшим образом способствует выработке внимания и фиксации взгляда. В этом положении ребенок вынужден смотреть в глаза матери, и он делает это с удовольствием.

Появление первой улыбки в ответ на разговор взрослого.

Чаще разговаривайте с ребенком, глядя ему в глаза, улыбайтесь, пойте ему песни.

 

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Появляется реакция сосредоточения на голос взрослого с остановкой двигательных реакций («ротовое внимание»).

Крик ребенка становится все более дифференцированным: резкий при болевых ощущениях, чувстве голода и приглушенный, жалующийся при усталости и утомлении. Появляются первые голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним.

Родителям рекомендуется заинтересовывать ребенка, ласково разговаривая с ним, модулируя тембр речи с преимущественным использованием высоких звуков, позитивно подкрепляя появление у малыша первых звуков.

Рекомендуемые игрушки

Простой формы, крупные, яркие (лучше оранжевые, желтые), но не многоцветные (обилие цветов утомляет ребенка), звучащие погремушки и шары (дети руками их не трогают, а только рассматривают). Можно расположить над кроваткой или на ее стенах специальные картинки в черно-белых тонах (разные узоры наподобие шахматной доски, спирали, мишени или волнистые полосы, контрастное изображение лица).

2 месяца

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

В положении на животе ребенок поднимает голову и удерживает ее более 10 секунд, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах.

В положении на спине произвольно поворачивает голову, следя взглядом за игрушкой.

Удерживает голову «на весу» (например, в вертикальном положении).

 

Перед каждым кормлением и сном следует выкладывать ребенка на живот, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь, вызывая при этом феномен ползания. Рекомендуется брать ребенка на руки сначала в вертикальном положении.

Продолжайте занятия на фитболе.

Мелкая моторика

Ладонь ребенка начинает раскрываться, первый и второй пальчики сохраняют сомкнутое положение. Менее выражен хватательный рефлекс.

 

Стимулируйте движение рук по направлению к средней линии, привлекая внимание игрушкой в положении малыша на спине.

Зрительное восприятие

Становится возможным длительное сосредоточение взгляда на предметах, лице говорящего с ним взрослого.

 

Стимулируйте фиксацию взгляда на подвешенной по центру игрушке (на расстоянии 20 см), на лице играющего с ним родителя.

Необходимо привлекать внимание ребенка к лицу родителя, заинтересовывая его позитивной мимикой и ласковой речью, вызывая у ребенка ответную улыбку.

Слуховое восприятие

Ребенок на мгновение замирает, прислушивается к звучанию погремушки, поворачивает голову к источнику звука. особенно при появлении нового звука на фоне других.

Способствуйте развитию слухового сосредоточения, побуждая малыша к поиску источника звука (колокольчика, погремушки, голоса взрослого, музыки), умения вслушиваться и эмоционально реагировать улыбкой, звуками.

Социально-эмоциональное поведение

Малыш улыбается в ответ на общение с близкими людьми. Радость и восхищение ребенок испытывает каждый раз, рассматривая и изучая человеческое лицо, особенно мимику, концентрируя внимание на глазах.

Родителям рекомендуется чаще ласково разговаривать с малышом, петь ему песни, улыбаться.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Малыш с удовольствием слушает обращенный к нему голос взрослого, быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, издает звуки, напоминающие «а», «э», пытаясь вступить в контакт с окружающими и ожидая ответных сигналов; может копировать мимику взрослых, вытягивая губы трубочкой или высовывая язык.

Необходимо заинтересовывать ребенка, ласково разговаривая с ним, модулируя тембр своей речи с преимущественным использованием высоких звуков, подкрепляя и стимулируя появление у малыша первых звуков (начало гуления).

Развитие мышления

Малыш начинает ожидать кормления через определенные временные интервалы. У него формируются простые ассоциации: "если закричать – на тебя обратят внимание и возьмут на руки или накормят".

Рекомендуемые игрушки

Примерно те же, что и в 1 месяц, но следует менять их каждые 3-4 дня. С середины 3-его месяца рекомендуется периодически опускать игрушку над грудью ребенка, чтобы он мог натолкнуться на нее, размахивая руками, при этом стимулируется выпрямление руки, подготавливая её к захватыванию игрушки. Хорошо иметь пластиковую спираль: когда малыш заденет ее рукой, она начнет не только двигаться, но и менять цвет. Можно использовать в периоде бодрствования браслет с колокольчиком на руку малыша.

Рекомендуемые развивающие игры

Игра «Сорока-белобока кашку варила…» и ей подобные – для более полного раскрытия ладони ребенка и развития его мелкой моторики.Возьмите малыша на руки и держите так, чтобы он мог видеть все вокруг. Прогуливайтесь с ним по комнате, останавливаясь перед предметами яркого цвета или необычной формы. Пусть малыш смотрит на них в течение какого-то времени. Спойте ему какую-нибудь песенку на любой мотив.

3 месяца

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

В положении на животе ребенок может вытягивать руки вперед (прямой угол между плечом и предплечьем), что дает возможность симметрично опираться на предплечья, поднимая грудь и голову на 900. Разгибание ног в тазобедренных суставах позволяет опустить таз до плоскости опоры и сместить центр тяжести к тазовому концу.

Положение на спине становится достаточно стабильным и позволяет младенцу сводить руки к средней линии и отрывать ножки от опоры, не утрачивая равновесия. При подтягивании за ручки ребенок на некоторое время поднимает и удерживает голову, симметрично сгибая и приводя ножки к животу (начало «группировки»).

Перед каждым кормлением, сном и в середине бодрствования следует выкладывать ребенка на живот, стимулируя подъем головы показом погремушки (на высоте 25-30 см, на расстоянии 50-70 см от ребенка).

Рекомендуется чаще брать ребенка на руки в вертикальном положении (с целью повышения эмоционального тонуса и развития умения поднимать и удерживать голову в вертикальном положении).

Продолжайте занятия на фитболе.

 

 

Мелкая моторика

Кисть чаще раскрыта, хотя первый палец остается приведенным к ладони. Ребенок захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку.

Стимулируйте движение рук вперед в положении ребенка на животе. Стимулируйте захват и удержание игрушки двумя руками.

 

Зрительное восприятие

Ребенок следит за погремушкой от одного до другого края глаза с движением головы или без него, рассматривает собственные руки, пальцы, следит за их движениями. Движение руки, направленное к маме или к игрушке, выполняется под зрительным контролем.

Повесьте над грудью ребенка игрушки (погремушки, мячик с бубенчиком внутри и т.п.) таким образом, чтобы он мог случайно на них наталкиваться, следить за ними, захватывать – на расстоянии 25-30 см от глаз ребенка.

Не забывайте менять их каждые 3-4 дня.

Слуховое восприятие

Ищущие повороты головы при звуке.

Способствуйте развитию слухового анализатора, побуждая малыша к поиску источника звука, умения эмоционально реагировать улыбкой, звуками. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, поверните его голову, дав ему возможность увидеть источник звука и еще раз его услышать. Побуждайте его самостоятельно поворачивать голову и находить источник звука.

Социально-эмоциональное поведение

Ребенок реагирует на появляющееся перед ним человеческое лицо улыбкой, не различая знакомых и чужих. В ответ на эмоциональное общение со взрослым проявляет выраженный «комплекс оживления», смеется в голос.

Чаще разговаривайте с малышом, глядя ему в глаза, вызывая ответную улыбку, смех, поддерживая его оживленное состояние.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Останавливает взгляд в ответ на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций. После звуковой стимуляции ребенок охотно издает гласные звуки, выражающие хорошее настроение ребенка, начало «гуления».

Родителям рекомендуется заинтересовывать ребенка, ласково разговаривая с ним, модулируя тембр речи, подкрепляя появление у малыша элементов «гуления».

Развитие мышления

Ребенок сосет грудь матери (или бутылочку со смесью – если он на искусственном вскармливании), пытаясь придерживать ее рукой, при насыщении выталкивает сосок язычком. Во время кормления придерживайте руки ребенка на груди или бутылочке.

Рекомендуемые игрушки

Развитию такой функции, как схватывание и удержание игрушки, способствуют игры с различными погремушками. Они должны быть достаточно легкими, с удобной для захвата ручкой – лучше с рифленой или шершавой поверхностью. Удобны погремушки в форме колец или с ручкой в форме палочки. Когда малыш удерживает в руке игрушку, формируются и другие действия: сжимание и разжимание, трясение. Малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания.

Рекомендуемые развивающие игры

Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.

Легонько погладьте рукой ручку ребенка, приговаривая: «Ручки-ручки, малышкины ручки». Теперь погладьте малыша мягкой игрушкой и повторите слова. Снова погладьте рукой ручку малыша. Чередуйте поглаживания рукой и игрушками из разных материалов.

Игра «Сорока-белобока кашку варила…» и ей подобные – для более полного раскрытия ладони ребенка и развития его мелкой моторики. Поскольку малыш начинает интересоваться своим изображением в зеркале, можно не просто подходить с ним к зеркалу, но и прикрепить к стенке кроватки пластиковое зеркало, чтобы он в нем изучал свое отражение.

4 месяца

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

В положении на животе достигается максимальная степень разгибания мышц спины и ног. Ребенок часто отказывается от опоры на предплечья ввиду статичности данного положения и с удовольствием раскачивается на животе, причем голова и руки подняты, плечи отведены назад, а ноги выпрямлены. В положении на спине ребенок охотно манипулирует руками. Появляется координация глаз – рука – рот. При подтягивании ребенка за ручки в сидячее положение он поднимает голову и удерживает ее в продолжение позвоночника. При наклоне в бок из сидячего положения голова удерживается вертикально по отношению к плоскости опоры.

Как можно чаще ребенок должен лежать на животе. С мягких поверхностей (дивана, кроватки) во время бодрствования следует перекладывать малыша на живот на твердую поверхность (например, на пол с ковровым покрытием).

Продолжайте занятия на фитболе. Малыш с удовольствием будет лежать на нем, приподняв голову и обхватив его руками

Мелкая моторика

Ребенок тянется к расположенной перед глазами игрушке, пытаясь захватить ее, постоянно играет своими ручками, внимательно рассматривая и притягивая их ко рту.

Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки - подвешены так, что звучащая часть находится вне досягаемости для рук ребенка. Игрушки звенят, когда малыш тянет за привязанную к ним ленточку с удобным для захвата предметом на конце, например колечком от пирамидки.

Зрительное восприятие

В этот период младенец активно исследует окружающий мир с помощью рта и рук. Произвольные движения верхних конечностей значительно расширяют возможности его восприятия. Ему интересно все, что он может захватить руками. Ребенок останавливает свой взгляд на интересующем его предмете и подолгу его рассматривает.

Узнает мать (радуется при ее виде).

Не забывайте менять игрушки малыша каждые 3-4 дня. Игра «Ку-ку, вот и я» - один держит малыша на руках, а другой на его глазах прячется под прозрачным платком. Пусть малыш потянется к платочку и, захватив его, приоткроет лицо взрослого. Играя в эту игру снова и снова, вы учите узнавать близких людей и радоваться им.

Слуховое восприятие

Находит глазами невидимый источник звука

активно прислушивается к нему, поворачивает голову в сторону звука.

 

Появляющийся и исчезающий звуковой объект - это может быть ваше лицо, любимая игрушка. Используя все это, попробуйте играть с малышом в игру «Ку-ку».

Развитию слухового анализатора способствует и способ подвешивания игрушек в кроватке

Социально-эмоциональное поведение

В ответ на эмоциональное обращение у ребенка быстро и ярко появляется «комплекс оживления», он выражает удовольствие от общения с близкими людьми громким смехом.

Чаще разговаривайте с ребенком, глядя ему в глаза, улыбайтесь, целуйте его.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Малыш больше реагирует на голос, чем на простой звук, различает и по-разному реагирует на ласковые и строгие интонации, в арсенале звукопроизношения появляются звуки, похожие на «в», «ф», «с».

Появляется интонационная выразительность голосовых реакций, первые нечеткие звуковые и слоговые цепочки, выражающее хорошее настроение ребенка, «гуление».

Стимулируйте выражение ребенком эмоций разговором с ним, меняя при этом интонацию, добиваясь ответной речи в виде гуления.

 

 

 

 

 

Развитие мышления и навыков самообслуживания

При кормлении ребенок сам вкладывает сосок в рот или отводит грудь матери (то же – с бутылочкой), придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.

Рекомендуемые игрушки

Яркие целлулоидные погремушки, удобные для захватывания, кольца с привязанными к ним игрушками, колокольчики, звоночки и другие подвесные звучащие игрушки. Полезно давать ребенку для исследования кусочки различной по фактуре ткани (хлопок, шерсть, шелк, бархат). Полученные тактильные ощущения способствуют развитию мозга.

Можно использовать передвигающиеся игрушки – для наблюдения за движением в положении ребенка на животе или полусидя на руках у взрослого.

Игрушки в форме шариков и яичек неудобны в этом возрастном периоде, т. к. они далеко откатываются от легкого прикосновения ребенка, легко выскальзывают из его рук.

Рекомендуемые развивающие игры

Игра «Ку-ку» (см. в разделе «Зрительное восприятие»); «Знакомство с домом»(возьмите малыша на руки и пройдитесь с ним по дому, показывая ему противоположные действия и называя их – например: свет включен – свет выключен, дверь открыта – дверь закрыта, чашка полная – чашка пустая и т.п.), повторяйте звуки, которые произносит ребенок, так как это вдохновит его, и он станет лепетать все больше и больше, потому что ему очень приятно общение с вами, играя в эту игру, произносите и новые звуки, наблюдая, подражает ли вам ребенок (например, если малыш произносит только «да-да-да», говорите ему «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба»).

5 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, тянется к игрушкам, вытягивая одну руку вперед, с опорой на другую согнутую ручку и наклоном головы в сторону. В поиске более устойчивого положения ребенок на стороне вытянутой руки сгибает и подтягивает ногу вверх (наподобие шагового движения). Это первый элемент перекрестного движения, являющейся показателем нормального двигательного развития. Появляются первые успешные попытки переворота со спины на живот.

Чаще выкладывайте ребенка на живот на жесткую поверхность, стимулируйте игрушками подъем верхней половины туловища.

 

Продолжайте стимулировать перевороты со спины на живот и обратно.

Продолжайте занятия на фитболе.

Мелкая моторика

Ребенок четко берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее ладонью без противопоставления первого пальца («обезьяний захват»), удерживает в руке.

Подолгу играет с подвешенными игрушками.

 

Положите ребенка на спину, предложите игрушку на расстоянии 30 см над его грудью, затем медленно приближайте до расстояния вытянутой руки малыша. Если малыш сам не тянется, направьте его руку и помогите взять игрушку. Погремите вложенной в ладонь игрушкой (чтобы привлечь внимание малыша). Если малыш предпочитает пользоваться одной рукой, активнее предлагайте игрушку в менее активную руку (важно, чтоб ребенок мог захватить игрушку и правой и левой рукой).

Зрительное восприятие

Ребенок внимательно рассматривает, изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах.

Подносит игрушку к глазам, рассматривает.

Следит за упавшей на пол игрушкой.

Подвешивайте игрушки в прогулочной коляске.

Полезны игры с мячом: пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз, постепенно он будет всевнимательнее следить за его движениями.

Слуховое восприятие

Малыш хорошо различает не только громкие звуки, но и очень тихие, например, шуршание бумаги, прислушиваясь и поворачивая голову в направлении звука, активно прислушивается к невидимому источнику звука, по-разному реагируя на знакомые и незнакомые голоса. Малыш узнает голос матери, различает интонацию обращенной к нему речи (строгую и ласковую) и по-разному на нее реагирует.

Дайте возможность малышу слышать разные звуки: громкие, тихие, музыку, голоса, шуршание бумаги, лай собаки, звук проезжающего мимо трактора и т.д.

Произносите одну и ту же фразу (дразнилку, стишок) с разной интонацией, понаблюдайте за реакцией малыша.

Социально-эмоциональное поведение

Ребенок положительно относится к своему отражению в зеркале, улыбается ему.

Отличает близких людей от чужих.

Сядьте с малышом на руках перед зеркалом. Покажите пальчиком ребенка на его отражение. Назовите имя ребенка. Наблюдайте за его реакцией.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Отвечает на обращенную речь визгом, улыбкой. Подолгу певуче гулит.

 

Ласково разговаривайте с малышом, вызывая его ответную реакцию, называйте его по имени.

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок может пить из чашки (из рук взрослого, в чашку наливают очень небольшое количество жидкости) и есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами, а, не ссасывая ее, как это делают дети первых месяцев жизни. Для воспитания этого навыка ложку с пищей только подносят ко рту ребенка, вкладывая ему в рот, что побуждает малыша к соответствующим движениям.

Ребенок начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку, то она загремит. Реакция на новизну: любой новый предмет привлекает внимание ребенка.

Рекомендуемые игрушки

В 5 месяцев, при схватывании, более активными становятся пальцы, поэтому здесь уместно использовать игрушки, направленные на развитие мелкой моторики. Это могут быть игрушки-подвески на пружинах, которые ребенку необходимо захватить пальчиками и подтянуть к себе. Также необходимы игрушки для игры двумя руками (например, погремушка в виде большого кольца с шариками внутри) и перекладывания из руки в руку. Хорошо использовать погремушку с подвешенными к ней дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками и т.п.).

Рекомендуемые развивающие игры

Игра-занятие с музыкальными инструментами (детский рояль, игрушечный синтезатор и т.п. – показывать ребенку, как извлекаются звуки, затем помочь ему самому коснуться клавиш). Продолжать игры для развития мелкой моторики (те же + «Ладушки»).

6 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

В положении на животе ребенок достаточно долго может опираться на выпрямленные руки и раскрытые ладони, при этом при желании может тянуться за игрушкой одной рукой. Он учится сохранять равновесие в условиях уменьшения общей площади опоры. Передвигается, немного подползая. Переворачивается с живота на спину. Лежа на спине, захватывает свои ноги. Все более уверенной становится опора на ножки.

 

Чаще выкладывайте малыша на живот на жесткую поверхность, раскладывая игрушки перед ребенком на расстоянии вытянутой руки.

Положите свою ладонь под щеку ребенка с той стороны, куда он хочет перевернуться, и, придерживая с другой стороны за бедро, медленно поворачивайте его на спину. Можно также протянуть руку ребенка вдоль туловища. Важно, чтобы голова почти лежала на одеяле и при вращении могла поворачиваться вместе с туловищем.

Положите ребенка на спину. Помогите ему захватить колени, а затем стопы.

Мелкая моторика

Свободно берет игрушку из разных положений, перекладывает из одной руки в другую.

Гремит погремушками, стучит, бросает.

Схватывает кубик всей ладонью, удерживает в центре ладони, обхватив пальцами

Предложите ребенку игрушку, когда он ее возьмет, предложите другую игрушку в эту же руку (стимулируя перекладывание игрушки из одной руки в другую). Затем повторите упражнение с другой рукой

Возьмите деревянный кубик, предложите его малышу. Наблюдайте, как он его взял.

Зрительное восприятие

Ребенок рассматривает крупные картинки, прослеживает падение игрушки.

Рассматривает окружение на улице.

 

Продолжайте игры с мячом: пусть малыш следит за мячом, когда вы его кидаете. На прогулке малыш должен не только спать, но и наблюдать за тем, что происходит на улице (с вашими объяснениями).

Слуховое восприятие

По-разному реагирует на свое и чужое имя. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Быстро поворачиваются к источнику звука, когда слышит свое имя.

Во время общения с ребенком или при рассмотрении с ним его изображения в зеркале называйте его по имени.

Социально-эмоциональное поведение

Малыш четко отличать своих и чужих, проявляя это своим поведением, выражая свое отношение к «близким» и «чужим». Эмоционально реагирует на разные голоса.

Подражает действиям взрослого.

 

Вместе с папой малыша по очереди называйте имя вашего ребенка. Меняйте интонацию и громкость голоса. Следите за реакцией ребенка.

Следует обучать ребенка выполнять задания, ориентируясь на имитацию действий взрослого, а потом – на словесныеинструкции.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

В ответ на оклик ребенок реагирует на свое имя, соединяет слоги в четкие цепочки, закрепляя за некоторыми из них определенное смысловое значение «да – да - да», «мам – мам - мам» и т.д., модулируя тон и громкость произносимых звуков.

 

Когда малыш только начинает произносить свои первые звуки, отвечайте ему. Повторяйте звуки, улыбайтесь, говорите с ним – дайте ему почувствовать удовольствие от общения. Хорошо стимулируют речь разнообразные детские стихи и песенки, а также игры, где речь сопровождается действиями, такие как «Сорока-ворона кашу варила…», «Поехали-поехали в лес за орехами…» и многие другие

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок сам держит бутылочку, из которой сосет, тянет ее ко рту или отталкивает. Ест с ложки, снимая пищу губами. После исследования игрушки (руками, ртом и т.д.) ребенок начинает искать для нее применение (стучит, трясет).

Рекомендуемые игрушки

Браслеты на ножки или носочки с колокольчиками или погремушками – малыш будет тянуться и трогать их. Мяч с колокольчиком или несколько погремушек подвешенных над ножками ребенка. Неваляшка, бубен – малыш будет пинать их ногами. Музыкальные книжки, игрушки, удобные для захвата и перекладывания из одной руки в другую и т.п.

Рекомендуемые развивающие игры

Поскольку малыш в этом возрасте ожидает события, наблюдавшиеся им до этого несколько раз, можно поиграть с ним в такую игру: положите перед ребенком игрушку, накройте ее платком, сдерните платок, радостно воскликните, называя находящийся под платком предмет. Игру повторите несколько раз. Затем накройте платком игрушку и наблюдайте за реакцией малыша.

Игра в названия. Посадите ребенка к себе на колени. Дотрагивайтесь до различных частей его лица и называйте каждую из них. Теперь дотрагивайтесь только до двух частей лица, каждый раз говоря: "Это (имя ребенка) носик", "Это (имя ребенка) щечка". Повторите все несколько раз. Возьмите руку ребенка и дотрагивайтесь ею до своего носа и щеки, говоря: "Это папин нос", "Это папина щека". Чтобы ребенку было немного легче понимать и запоминать эти названия, лучше в ходе каждой игры ограничиваться двумя названиями. Теперь спросите малыша: "Где носик?" Затем дотроньтесь ручкой ребенка до его носа и скажите: "Вот он!" Возвращайтесь снова и снова к повторению разучиваемых названий.

7 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

В положении на спине ребенок высоко поднимает ножки, что является показателем его устойчивости. Захватывая ножки руками, он притягивает их к лицу, рассматривая и изучая их (координация «нога – рука – рот).

В вертикальном положении ребенок открывает новую форму движения, пружиня, приседая и отталкиваясь от опоры.

Ползает по-пластунски или на четвереньках.

 

 

 

 

Предоставьте ребенку возможность находиться на полу, а не сидеть все время в кровати или манеже. Опуститесь на пол вместе с малышом – когда рядом находятся близкие люди, ребенку гораздо проще осваивать новый для себя вид передвижения.

Кладите интересные для малыша предметы (мягкие игрушки, машинки и др.) на небольшом расстоянии от него, стимулируя его к передвижению. Катайте перед ребенком мячик, машинки, заведите юлу.

 

Мелкая моторика

Появляется противопоставление большого пальца, что позволяет ребенку захватывать объемные предметы, например, кубики. Он может схватить сразу два предмета одновременно обеими ручками, крепко удерживая их и постукивая между собой. Младенец манипулирует кистью, вращая предмет, чтобы лучше его рассмотреть, игрушкой стучит, размахивает, бросает.

Предлагайте ребенку разные по размеру и форме игрушки (кубики, мячики, детали крупного пластмассового конструктора, предназначенного для детей с 6-7 месяцев, моющиеся книжки-раскладушки и т.д.).

 

 

 

 

Зрительное восприятие

Ребенок учится понимать, что вещи могут существовать, даже когда их временно не слышишь и не видишь. Он следит за предметом, который упал, даже если на мгновение потерял его из виду, меняя положение, наклоняя голову и туловище в поисках предмета, пока не обнаружит его на полу. Ребенок активно захватывает игрушку из любых положений. Ищет потерянную игрушку.

Предложите ребенку одну из любимых им игрушек. Дайте некоторое время для игры. Затем отвлеките малыша и спрячьте игрушку. Наблюдайте за его реакцией.

Слуховое восприятие

Ищет источник звука, произносит слоги, имеющиеся в лепете.

Возьмите барабан и дудочку. Встаньте так, чтобы ребенок вас не видел. Ударьте по барабану палочками. Проследите за реакцией ребенка. Затем извлеките звучание из дудочки. Понаблюдайте за реакцией ребенка на ее звучание.

Социально-эмоциональное поведение

Малыш осознанно тянет ручки, чтобы его взяли из кроватки, начинает понимать смысл игр. Одна из любимых им игр - это «найди меня»: с удовольствием сам прячется под платком или ищет спрятавшихся взрослых.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Ребенок понимает и охотно выполняет некоторые задания взрослого, сопровождающиеся жестовым подкреплением.

Малыш охотно и много лепечет, тренируясь в произношении ранее приобретенных звуков, с удовольствием копируя взрослых. Ребенок может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие.

На вопрос взрослого «где» ищет и находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте.

Стимулируйте ребенка к выполнению ваших просьб: постучать погремушкой, показать любимые игрушки, покатать мячик, вынуть из коробки или положить в нее знакомые предметы.

Подолгу разговаривайте с ним.

Гуляя с малышом по дому, обращайте его внимание на часы («Тик-так»), радио («Дядя разговаривает»). Называйте предмет. Спросите малыша «Где часы?», «Где дядя разговаривает?» и т.п.

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок пьет из чашки, которую держит взрослый, затем помогает держать чашку.

Малыш начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи.

Рекомендуемые игрушки

Малыш выкладывает игрушки из коробки, снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки, как пирамидки, стаканчики-вкладыши. У пирамидки стержень должен быть толстым, а кольца крупными. Все игрушки должны свободно захватываться рукой ребенка.

Книжки с картинками - деревянные, клеенчатые или из плотного картона (на странице должно быть крупное изображение одного какого-то предмета или животного).

Коробка или корзина для игрушек - малышу будет интересно исследовать ее содержимое. Музыкальные игрушки, игрушки с кнопками, клавишами, игрушки в ванну.

Рекомендуемые развивающие игры

Можно поиграть в игру «Делай, как я»: бейте в барабан, хлопайте в ладоши, катайте машинку и т.д., а малыш пусть повторяет ваши движения.

Помня о важности развития мелкой моторики, можно дополнить «пальчиковые» игры: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки-ладушки» и др.

8 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

Малыш может сидеть самостоятельно, но не всегда уверенно. При наклонах в сторону он опирается рукой, защищая себя от падения.

Сам садится и ложится.

Ползает на четвереньках (самый эффективный вид ползанья – с опорой на 4 точки: кисти и стопы, т.е. малыш не опускается на колени).

Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

Если ребенок уже уверенно стоит на четвереньках, но боится ползать или ползет назад, его можно учить ползать при помощи самодельного тренажера. Для этого нужно взять пластмассовый таз высотой 25-30 см и поставить его вверх дном. Малыш должен опираться руками на тазик, а коленями стоять на полу. Мама должна отодвигать тазик потихонечку на себя. Ребенок будет рефлекторно перебирать ножками. Желательно, чтобы сзади стоял взрослый и страховал ребенка.

Малышу, стоящему у опоры предложите игрушку: сначала на небольшом расстоянии от него, затем постепенно удаляйте.

Мелкая моторика

Ребенок с удовольствием играет предметами, поворачивая их в ручках, постепенно передвигая от ладони к кончикам пальцев.

Схватывает мелкий предмет указательным, большим и средним пальцами.

Упорно тянется к игрушкам, которые не может достать.

Подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и пр.).

Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть "битию": плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал, кастрюльку. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от предмета. Скатайте шарик из мякиша хлеба. Положите его перед малышом. Наблюдайте за тем, как он будет его брать.

Зрительное восприятие

Характерным является расширение круга интересов ребенка и сосредоточение внимания на всем, что непосредственно окружает его. Ребенок способен к дифференцированному восприятию близких и знакомых людей.

Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба).

Гуляя на улице с ребенком, обращайте его внимание на новые предметы и явления (машины, людей, цветы, деревья, снег, дождь и т.д.). Проверьте остроту зрения ребенка. Поместите крошки черного хлеба на лист белой бумаги. Положите лист перед ребенком. Наблюдайте за его реакцией.

Слуховое восприятие

Активно интересуется звучащими предметами, проявляет интерес к веселой музыке, вызывающей плясовые движения.

Предложите ребенку различные слуховые стимуляции – погремушки, барабан, бубен, колокольчик, дудочку. Воспроизводите на них разное звучание (громкое, тихое, быстрое, медленное).

Предложите ребенку послушать веселую музыку, детские песни. Понаблюдайте за его реакцией.

Социально-эмоциональное поведение

Появляется отчетливая пугливость и страх при виде посторонних людей. Ребенок не позволяет взять себя на руки, реагируя плачем.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба- ба». Копирует слоги, подражает взрослому (произносит слоги шепотом)

На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (например, «Ладушки», «Дай ручку»)

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок помогает одевать себя – подает руку, ногу. Ест корочку хлеба, которую держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Детей, умеющих хорошо сидеть, следует во время кормления сажать на специальный стульчик с высокой спинкой, подлокотниками и подставкой для ног. Во время кормления ребенка первого года жизни надо следить, чтобы его лицо и платье были чистыми (приучение к аккуратности и выработка отрицательного отношения к неопрятности во время еды). Ребенок сам ищет наполовину спрятанную игрушку.

Рекомендуемые игрушки

Ребенок способен удерживать два предмета в обеих руках и взаимодействовать ими (например, стучать кубиками друг о друга), подражает предметным действиям взрослого. Поэтому подойдут такие игрушки, как машинки, куклы, мягкие, мячи, пирамидка, матрешка, картинки с животными, безопасные бытовые предметы - пластиковые, деревянные и металлические чашки, ложки и крышки от кастрюль. Малышу интересно трогать, бросать, стучать, перекладывать из руки в руку. Для этого возраста подойдут различные коробочки и им подобные предметы и игрушки, которые позволяют выполнять всевозможные действия: открывать и закрывать, вытаскивать, вкладывать и вставлять..

Рекомендуемые развивающие игры

Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Можно спрятать в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой «сюрприз». Покажите ребенку, как бить крышкой о крышку. 

Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картонную коробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу.

9 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

Малыш хорошо ползает, обычно каким-то одним, освоенным им способом.

Садится самостоятельно из любых положений, сидит уверенно.

Может переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Совершает плясовые движения под плясовую мелодию.

Стимулируйте ползание, не форсируйте обучение ходьбе. Ребенок пойдет сам, когда будет к этому готов.

Не пользуйтесь ходунками!

Пусть малыш «пляшет» у вас на руках под веселую музыку. Он также любит, когда мама (или кто-то другой из взрослых) танцует с ним на руках.

Мелкая моторика

Малыш с удовольствием произвольно раскрывает кисть, бросая предмет или перекладывая из одной руки в другую. Эти действия носят характер бесконечной игры. Берет кубик тремя пальцами – указательным, большим и средним.Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки.

Предложите ребенку две коробки. Одну с кубиками, а другую – пустую. Возьмите один кубик, бросьте его в пустую коробку. Предложите ребенку продолжить игру. Наблюдайте за тем, как он берет кубик. Нанизывайте кольца на пирамидку, а малыш будет с удовольствием их сбрасывать со стержня.

Зрительное восприятие

Привлекают внимание тихие звуки, например, тиканье часов, которое ребенок может внимательно слушать. Он способен долго удерживать внимание, прислушиваясь к негромким, мелодичным звукам, ищет взором спрятанную у него на глазах игрушку.

Следит за игрой в мяч.

Слушайте с малышом тиканье часов, звук работающей швейной машинки, холодильника, стиральной машины и т.д.

Возьмите яркий резиновый мяч. Ударяйте им по полу, напевая на любой мотив строки стихотворения С. Михалкова «Мой веселый звонкий мяч…». Следите за реакцией ребенка на игру.

Слуховое восприятие

Под плясовую музыку ребенок производит плясовые движения (приседает, держась за края манежа или кроватки)

Любит слушать музыку, пританцовывает.

Включите любую ритмичную плясовую музыку. Покажите ребенку элементарные танцевальные движения.

Потанцуйте с малышом на руках.

Социально-эмоциональное поведение

Ребенок легко вступает в контакт на речевом, игровом, эмоциональном уровнях.

Знает свое имя.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

По просьбе взрослого находит знакомые предметы, спрятанные в непривычном месте, уверенно показывает части лица у куклы и у взрослого. Подражая взрослому, малыш осваивает новые слоги, беспредметно произносит первые простые слова: «ма - ма», «ба - ба».

На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения.

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок запоминает, как реагировать на определенные фразы (например, поднимает руки, когда слышит слова «вот какой большой»).

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, ест с ложки

Спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

Рекомендуемые игрушки

Разнообразные и более сложные, многокрасочные, звучащие игрушки из разного материала - куклы, птички, зайчики, рыбки и др. Для развития действия с предметами следует давать мячи и игрушки для катания, всевозможные легко открывающиеся коробочки, сундучки, пластмассовые баночки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, небольшие пирамидки (из 2-3 толстых колец), книжки с яркими простыми картинками. Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, небольшие бидончики и т. д. Ребенок сможет доставать из них спрятанные игрушки, вкладывать в них шарики и небольшие предметы.

Рекомендуемые развивающие игры

«Где кукла?» Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка, спросите: «Где куколка - Ля-ля? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползет или дойдет до игрушки и снимет платок, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

10 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

Ребенок уверенно садится без помощи взрослого и сидит с выпрямленными ногами и спиной, не теряя равновесия. Из положения на четвереньках встает у опоры, делает несколько приставных шагов, придерживаясь одной рукой.

Предложите малышу взять игрушку в руку, другой он придерживается за опору. Ласково позовите малыша к себе, стимулируя его к самостоятельному стоянию (оторваться от опоры).

Мелкая моторика

Ребенок берет мелкие предметы выпрямленными большим и указательным пальцами – «пинцетный захват». Становится возможной одновременная координированная работа рук. Использует пальцы, чтобы касаться мелких элементов на предметах.

Предложите ребенку мелкие хлебные шарики, наблюдайте, как малыш их берет.

Используйте в играх крупную мозаику и простой конструктор с крупными деталями.

Зрительное восприятие

С удовольствием рассматривает картинки в книжках.

Предложите ребенку рассмотреть картинки в книжке. Выбирайте книжку, в которой на странице дано изображение только одного предмета

Слуховое восприятие

Ребенку доставляет радость шум, издаваемый различными предметами во время игры. Ребенок прислушивается к разной по ритму, характеру и темпу музыке.

Послушайте вместе с малышом разные мелодии, поиграйте с ним в разные музыкальные или звуковые игры и игрушки (заведите юлу, покрутите шарманку и т.п.).

Социально-эмоциональное поведение

Замирает, когда ему говорят «нельзя» или «подожди». Машет ручкой - «до свидания», играет в «Ладушки» и т.п. Учится первым жестам общения: «пока», «спасибо», особенно радуется одобрению со стороны взрослых. Эмоциональное состояние ребенка внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными и голосовыми реакциями.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Начинает узнавать предметы на несложных однопредметных картинках, знает, как называются некоторые предметы и люди, прослеживая взглядом, если его спрашивают о них. Называет людей и предметы, повторяет слоги, если мама произносит их, как бы отвечая ей.По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

Разговаривайте с малышом, четко называя отдельные предметы.

Разложите перед малышом знакомые игрушки. Сначала повторите название каждой. Затем попросите «Дай мячик». Наблюдайте за реакцией малыша.

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок интересуется деятельностью взрослых, их манипуляциями с предметами, с водой.

Пользуется указательным жестом. Закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.

Рекомендуемые игрушки

Ребенок уже способен соотносить игровой материал с определенным местом в пространстве. Малыш вкладывает и выкладывает игрушки, снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки, как пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки, крупные бусы, тактильный коврик с сюрпризами, зеркало, жесткая шляпа или кепка.

Рекомендуемые развивающие игры

Ребенок любит подражать взрослым, поэтому можно поиграть с ним используя разные головные уборы взрослых членов семьи, малыш постарается самостоятельно надеть их, после чего можно показать ему его изображение в зеркале. Обычно это вызывает у малыша восторг.

11 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

Ползая, малыш может преодолеть небольшие препятствия, например, дверной порог, сохраняет уверенное равновесие в положении сидя. Совершает первые шаги на месте или в сторону, придерживаясь одной рукой за опору. Стоит без поддержки непродолжительное время, иногда, заигравшись, может простоять самостоятельно довольно долгое время.

Предложите малышу, держащемуся одной рукой за опору, взять игрушку в руку. Ласково позовите малыша к себе, стимулируя его к самостоятельному стоянию и совершению первых самостоятельных шагов. Не форсируйте события!

Мелкая моторика

Захватывает мелкие предметы кончиком указательного и большого пальца («щипцовый захват»). Пытается нанизывать колечки на стержень пирамиды, ставить кубик на кубик.

 

Предложите малышу некрупные кубики, сначала покажите ему, как ставить их друг на друга. В первое время ребенку будет интересно разрушать башенку, затем помогите ему самому ее построить.

Зрительное восприятие

Запоминает, куда спрятан предмет, и быстро находит его, узнает и показывает любимые игрушки. Пытается воспроизводить серии звуков, имитируя животных (ав-ав, мяу-мяу), природные явления (дождик – кап-кап), привычные интонации взрослых,

Позвените колокольчиком на глазах у малыша. Положите колокольчик далеко от ребенка (на расстоянии 1 метр). Наблюдайте за его действиями.

Поиграйте с ребенком в имитацию звуков, издаваемых различными животными.

Слуховое восприятие

Расширяются умения, приобретенные к 10 мес.

Социально-эмоциональное поведение

Ребенок пытается имитировать эмоционально значимые действия взрослых, например, машет рукой на прощание, подает предмет, если его просят словом или жестом, протягивает игрушку другому человеку, не выпуская ее из своих рук.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Хорошо понимает слово «нельзя», реагирует на запреты прекращением действия. Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит любой мяч, любую куклу и пр.)

Выполняет действие по просьбе взрослого («ладушки», «пока-пока»). Начинает произносить первые осмысленные слова-слоги. (да, на, ав, па, ба и др.).

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Ребенок самостоятельно откусывает печенье, сухарики, яблоко.

Деятельность ребенка приобретает целенаправленный характер. Он обучается предвидеть результат своего действия (складывает игрушки в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке).

Рекомендуемые игрушки

Игрушки на колесиках. Мяч средней величины. Безопасные предметы с небольшими отверстиями, например колечки от пирамиды, сушки. Круглые цветные стаканчики-вкладыши. Книжки с открывающимися окошками, вкладышами разной формы и размеров. Крупные мозаики и конструкторы. Детский пластилин. Сортеры. Звуковые и светящиеся игрушки и т.д.

Рекомендуемые развивающие игры

Игра «Гуси-гуси», «Мишка косолапый» и др. потешки с имитацией текста. Игры с мячом и движущимися игрушками. Игры с детским пластилином, крупной мозаикой, конструктором, игрушками-сортерами.

12 месяцев

Умения и навыки

Действия родителей для их развития

Крупная моторика

Ходит самостоятельно

Не водите малыша за руки, не используйте ходунки! Придет время, малыш почувствует себя уверенно и сделает свой первый самостоятельный шаг.

Мелкая моторика

Может перелистывать страницы у картонной книжки, опускает мелкие предметы в узкое отверстие. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (играет с мячом, катает коляску). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех водит, кормит, баюкает).

Используйте игрушки-сортеры.

Играйте с ребенком в сюжетные игры (с машинками, куклами и пр.).

Зрительное восприятие

Ребенок понимает, что может достать игрушку, потянув за привязанную к ней веревочку. Узнает и показывает отдельные бытовые предметы.

Играйте с ребенком в соответствующие игры. Показывайте и называйте основные бытовые предметы. Знакомьте его с опасными предметами (утюг, чайник, плита, ножницы и пр.), сопровождая это словами «нельзя», «горячо», «больно».

Слуховое восприятие

Легко подражает новым словам, повторяя по просьбе взрослого два из четырех слов (дай, на, ляля, бах).

Покажите ребенку куклу, скажите «Ляля». Предложите малышу взять куклу и спросите у него «Кто это?». Создайте игровые ситуации со словами «на», «бах», «дай».

Социально-эмоциональное поведение

Ребенок обнимает родителей по их просьбе, побуждает близких людей к совместной игре.

Развитие речи (речь понимаемая, речь активная)

Выполняет много команд по просьбе взрослого: понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (найди, отнеси тете, положи на место и пр.). Понимает слово «нельзя». Легко подражает новым словам. Произносит 5-10 облегченных слов(«мама», «папа», «баба», «дай», «на»), пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом.

Развитие мышления и навыков самообслуживания

Самостоятельно ест с помощью рук, получает удовольствие от еды руками.

Развитие мышления

Ребенок узнает значение слов и коротких фраз, несколько предметов различает по названиям, активно ищет спрятанную игрушку.

 

Рекомендуемые игрушки

Горки для скатывания шарика или машинки (научите малыша самостоятельно помещать предмет так, чтобы он скатился). Сумочка с разными небольшими предметами. Игрушки-сортеры. Коробочки, закрывающиеся разным способом (малышу интересно выдвигать, снимать, откидывать, отвинчивать крышку и исследовать содержимое). Разнообразные игрушки и предметы для купания - мячи, кружки, ситечко, цветная губка (ребенку интересно опускать предметы под воду, чтобы они всплыли, переливать воду). Сюжетные игрушки (посуда, телефон, кроватка с постелью, коляска, ванночка, машинки, кукла).

Рекомендуемые развивающие игры

Самые разнообразные игры с использованием приведенных выше игрушек, например, игра «Соотнесение игрушки и картинки». Подберите картинку с игрушкой, например: петушка, машинку или мячик. К картинке нужна будет игрушка. Покажите малышу игрушку, например, машинку. Покатайте ее, а затем спрячьте, подложив малышу картинку с машинкой. Спросите его: «Где машинка на картинке?» Выдержите паузу и, если малыш не пытается искать игрушку на картинке, поводите пальчиком малыша на картинке, указав на машинку. Спрячьте картинку и покажите вновь игрушку, спросив: «Где машинка?» Играя в эту игру, вы научите малыша соотносить игрушку и картинку с ее изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.

 

 

Мне нравится

Расскажите о нас своим друзьям

Оставить отзыв

Нам важно ваше мнение

Оставить отзыв

Мы в соц. сетях

СМИ о нас