Материализация образа «Я» ребенка: «Когда я на своем месте, я есть!»
Автор: С.А. Федотова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, начальник Психолого-социальной службы Ярославского Областного Перинатального Центра
Понятие «дом» для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Это и кров, и место жительства, это и символ жизни семьи – тяжко быть бездомным сиротой. Дом воплощает идею безопасности, интимно-личностного пространства, обиталища человеческого «Я». Потеря его по каким-либо причинам для человека может являться глубокой психологической травмой.
Дом – это всегда центр пространственного бытия ребенка, его Место. В детском познании предметного мира категория Места является первичной, для ребенка «быть существующим» – значит, занимать определенное место в этом мире. Наличие его является для детей необходимым и достаточным признаком существования. Для ребенка до трех лет чье-либо место является неотъемлемым его атрибутом: если место обозначено, а кто-то (что-то) временно отсутствует, для малыша его существование несомненно. Если же место занято кем-то (чем-то) другим, то этот другой начинает существовать вместо отсутствующего, замещая его, вытесняя его из жизни, лишая способности быть. Именно поэтому забота о собственном месте в доме, тревога и раздражение, которые возникают у ребенка, когда он видит, что кто-то хочет занять его место, – это попытка обеспечить свое существование, утвердить факт своего присутствия в жизни. Нередко взрослые плохо понимают эту детскую проблему: бывает, дразнят ребенка, что сядут на его стульчик, лягут в его кроватку. Дети очень злятся, пугаются. Они четко понимают главное: взрослый претендует на их законное место в мире, пытается выпихнуть ребенка неизвестно куда, в небытие.
Стремление обозначить, застолбить сам факт своего существования присутствует в поведении малыша очень явно. Эта проблема для ребенка имеет особую остроту: поскольку неразвитое самосознание еще долго не будет давать ему достаточных свидетельств того, что «Я есть», ребенок нуждается во внешних подтверждениях факта своего существования. Ему необходимо постоянно быть в контакте с взрослым, получать от него обратную эмоциональную связь в ответ на свои слова и действия, обладать своими собственным местом в доме и собственными вещами, а также создавать их самому.
Все вещи, поделки, рисунки, которые ребенок делает своими руками, усиливают его чувство идентичности и уверенности в себе. Эти вещи становятся как бы их заместителями: везде в доме ребенок стремится оставить своих полномочных представителей, чтобы о нем взрослые помнили. Маленький оставит на стене «каляки-маляки», ребенок постарше – повесит свои рисунки, положит маме под подушку свою куколку. Похвалу и критику поделке ребенок воспринимает, как похвалу и критику самому себе: из отношения взрослых к детским творениям формируется самоотношение ребенка, что, в свою очередь, лежит в основе его жизненного успеха.
В недостаточно устойчивом чувстве собственного «Я» маленького ребенка лежит причина того, почему, например, маленькие дети долго не могут научиться играть в прятки. Суть не в том, что они не понимают задачи: тихо сидеть, а в том, что они не могут вынести эту ситуацию психологически. Им кажется, что, если они не видны, то они перестали существовать для других. Тогда в душу закрадывается сомнение – есть ли я вообще, – которое дети тут же разрешают для себя, высунувшись через несколько секунд из укрытия, чтобы показаться миру. Пусть их за это ругают более опытные и старшие участник игры: «Раз меня ругают, значит, я есть!»
Проживание ребенком проблемы Места происходит и в процессе общения с фольклором. Например, в «Сказке о трех медведях» дети очень волнуются не за девочку, которая попала к медведям, а за Мишутку – ведь именно его Место пострадало более всего. Малышам важно прочувствовать: несмотря на неприятные переживания, Мишутка легко отделался. В жизни многие дети, у которых появляются младшие братья и сестры, сталкиваются с проблемой занятого Места и болезненно это воспринимают. Родители должны заботиться о соблюдении личностных границ ребенка: нельзя без объяснений брать и передавать вещи и игрушки, принадлежащие старшим, младшим детям. В дружных семьях обычно помнят о том, где – чье место и где – чьи вещи: не станут наводить порядок без спроса и не сядут на любимый стул.
Статья написана по материалам исследований М.В. Осориной