«Этот пальчик в лес пошел…», или Формирование образа телесного «Я» ребенка
Статья
Автор: С.А. Федотова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, начальник Психолого-социальной службы Ярославского Областного Перинатального Центра
Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в мире, маленькому человеку, входящему в жизнь, необходимо осознать мир, как единое целое. Это невозможно в отсутствие смысловых ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте нахождения в ней. Любая человеческая культура несет в себе модель мира, которая воплощена в мифах, религии, в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в архитектуре и искусстве. Такую модель мира должен получить ребенок, и часть ее достроить сам.
Можно выделить три фактора ее формирования:
-
влияние взрослой культуры
-
личные усилия ребенка
-
воздействия детской субкультуры.
Для того чтобы взрослая культура была понята маленьким ребенком, она должна быть воплощена в виде словесного текста (или рисунка) или поведения старших. Непосредственный пространственный опыт начинает упорядочиваться у ребенка уже на самых ранних этапах освоения им словаря и грамматики родного языка. Причем важно использовать специальные тексты в традициях народной педагогики.
Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, задолго до того, как он будет практически осваивать мир сам. Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, т.е. задать некую систему координат помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром.
Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы слепым пятном. Первый этап осознания своего существования начинается через других людей. Это они замечают ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку.
Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком. «Сорока – ворона», «Этот пальчик в лес пошел…». Мать приговаривает и перебирает пальчики ребенка, сидящего у нее на коленях. С психологической точки зрения важность этих игр неоценима – таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ собственного тела.
Образ своего телесного «Я» - это база для развития личности малыша. Одновременно тело – это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства.
В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с её руками. Все части тела становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает именем, характером и исполняет определенную игровую роль.
Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия. Имена придают частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый статус. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного «Я», которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность ощущений. Затем, когда ребенок начинает не только чувствовать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, у него складывается схема тела. Это некая карта телесного ландшафта, на которой обозначены важные пункты.
Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития.